Обзоры

Движок для создания интернет-магазина Shop-Script

Хочу поделиться впечатлениями от движка Webasyst для создания интернет-магазина, а конкретнее от приложения Shop-Script, которое работает на его основе

Движок для создания интернет-магазина Shop-Script
Поделиться в соцсетях:

Некоторое время назад мне попался на глаза этот движок, и оказалось, что для него можно писать плагины, чем я с тех пор и занимаюсь время от времени, в основном с целью заработать. Захотелось вот рассказать широкой общественности об этом продукте, так что, кому интересно, читайте дальше.

Использовать Shop-Script можно двумя способами: зарегистрироваться в облаке на официальном сайте или установить скрипты на свой сервер. Предлагаю для простоты изучения остановиться на варианте с облаком – процедура регистрации обычная, примерно как в соцсетях.

Первое знакомство

В админке магазина установлен не только сам Shop-Script, а есть ещё и другие приложения. Количество установленных по умолчанию приложений – не больше десятка, но с помощью встроенного «Инсталлера» можно установить ещё около 30 (большинство платные): для создания сайта, управления проектами, выполнения email-рассылок, хранения файлов и фотографий и т. д. Все эти приложения, как и сам Shop-Script, работают на PHP-фреймворке Webasyst.

Webasyst

При первом входе в само приложение «Магазин» (т. е. Shop-Script) предлагается выбрать свою страну и типы товаров, которые я хочу продавать. Эта настройка для начинающих – она устанавливает валюты, налоги и характеристики товаров для выбранной страны. При этом все выбранные тут значения можно будет потом изменить вручную в настройках.

Webasyst

Затем вас перенаправит в обучающий раздел. Тут несколько анимированных картинок, показывающих основные операции при работе с магазином: как добавить товар, как выбрать дизайн, как настроить доставку и оплату заказов. Будет полезно для начинающих.

Пункты главного меню админки вполне внятные и позволяют примерно догадаться, в каком разделе что находится.

Управление товарами

Основные функции управления товарами в Shop-Script присутствуют по умолчанию, особо останавливаться на них не буду. В целом интерфейс выглядит аккуратно, современно, и всё в каком-то своём едином стиле.

Webasyst

Помимо ручного управления товарами, есть возможность автоматического обновления товарной базы с помощью функций импорта/экспорта и синхронизации. Обмениваться данными можно, например, с «1С:Предприятием» и «Яндекс.Маркетом».

Нужно иметь в виду, что разные дополнительные возможности, вроде обмена данными и т. п., в Shop-Script по умолчанию могут быть не активированы. Для того чтобы их подключить, нужно установить соответствующий плагин. Делается это просто кнопкой «Установить» в «Инсталлере» или в разделе «Плагины». Для той же «1С» есть как платные, так и бесплатные плагины с разным набором возможностей – есть из чего выбрать.

Отчёты

В разделе «Отчёты» весьма мощный набор аналитических инструментов. Если все остальные возможности скрипта можно отнести к разряду более-менее «стандартных», то отчёты Shop-Script – это то, за что на него стоит обратить внимание.

Первое, что мне бросилось в глаза – это необычные графики отчётов по когортам, т. е. по группам покупателей, привлечённых на сайт в разное время. Вот скриншот из демо-админки на сайте Shop-Script (в бесплатном аккаунте облака отчёты немного урезаны, пока не перейдёшь на платный тариф):

Webasyst

В дополнение к такой картинке точные значения продублированы в виде таблицы. Что можно отслеживать: общий объём продаж, прибыль, количество полученных заказов, совокупную прибыль от одного клиента (LTV), окупаемость инвестиций (ROI).

Ещё один интересный график показывает, какие товары выгоднее всего продавать. Работает примерно так, я думаю: чем дешевле товар обошёлся при закупке, чем больше маржа при продаже и чем чаще его покупают, тем выгоднее торговать именно таким товаром.

Отчётов тут вообще много разных: по регионам, по соцсетям, по способам доставки и оплаты, по купонам на скидку. Есть «воронка продаж», где видно, на каком шаге покупатели чаще всего бросают оформление заказа. И даже встроенный раздел А/Б-тестирования (а раньше я для этого использовал Google Analytics).

Настройка витрины

В Shop-Script есть поддержка тем дизайна, т. е. при желании можно быстро заменить одну тему на другую, чтобы обновить дизайн магазина. По умолчанию в скрипте установлена одна стандартная тема, на замену которой можно установить одну из множества платных и бесплатных. Темы устанавливаются одной кнопкой – в «Инсталлере» или в разделе «Витрина». Если не хочется устанавливать готовые темы, можно создать свою собственную и загрузить её прямо тут же в админке.

Webasyst

Привычного для многих визуального редактора дизайна тут нет. Т. е. нельзя легко перетаскивать блоки слева направо и менять их размер.

Чтобы применить более-менее сложные изменения в дизайне, нужно редактировать исходный код файлов дизайна. Зато если имеешь представление об HTML+Smarty+jQuery+CSS, то имеешь полную свободу действий.

Относительно простые изменения, вроде смены цветовой схемы, загрузки логотипа и переключения типа навигационного меню, может делать и обычный пользователь – с помощью настроек в самой теме. Всего тем дизайна в «Инсталлере» на момент написания этого обзора около 70 штук. Примерный ценник: от 2000 до 10000 руб.

Дополнительные функции

Как я показал на примере синхронизации, в Shop-Script можно устанавливать плагины, чтобы добавлять в магазин разные полезные функции. Для SEO, общения с покупателями, представления товаров на витрине, обработки заказов и всяких других задач есть несколько сотен плагинов.

Ещё в Shop-Script есть виджеты, они бывают двух разновидностей: для админки и для сайта. Виджет для админки – это небольшой прямоугольник, который показывает какую-то информацию в виде краткой сводки/графика. Например, текущий объём продаж или график регистрации новых покупателей. Есть ещё виджет с часами, новостями, «Яндекс.Пробками», а также со списком последних комментариев в блоге или загруженных файлов. Оказалось, что можно вывести экран с виджетами на телевизор и повесить его на стену в офисе, чтобы следить за какими-то интересными показателями.

А виджеты для витрины – это по сути мини-фреймы для встраивания отдельных товаров на сторонние сайты. Внешний вид фрейма настраивается, потом просто копируешь кусок кода и вставляешь его куда нужно. Покупка товара через виджет происходит, примерно как и на обычной витрине магазина.

Обработка заказов

Заказы можно принимать с сайта и формировать вручную – по телефонному звонку или email-заявке клиента. По всем действиям, которые выполняются с заказами (создание, приём в обработку, получение оплаты, отправка клиенту) можно настроить отправку email- и SMS-уведомлений.

Есть возможность настройки скидок по разным правилам. Если стандартных правил не хватает, устанавливаем плагин и получаем больше возможностей для формирования скидок. Для отдельных клиентов или промоакций можно создавать купоны на скидку.

Интеграция со множеством служб доставки и платёжными системами тоже реализована в виде плагинов.

Управление покупателями

На каждого покупателя в магазине заводится «досье» с контактными данными, заказами, начислениями в бонусной партнёрской программе и отзывами о товарах. С помощью отдельного плагина можно подключить реферальную программу для клиентов.

Есть возможность создавать фильтры-выборки покупателей по разным параметрам: сумме, количеству и дате заказов, способу доставки и оплаты, использованному купону на скидку, купленным товарам, полям адреса и т. д. Эти фильтры можно использовать в соседнем приложении «Рассылки», чтобы отправлять выбранным клиентам сегментированные email-рассылки.

Общие впечатления

В целом Shop-Script создаёт впечатление «комбайна», в который можно подключить кучу дополнительных инструментов для реализации самых разных возможностей. Сам по себе «чистый» Shop-Script выглядит вполне функционально, но как только понадобится что-то дополнительное, то это легко доустановить.

Впечатляет раздел с отчётами: много наглядной информации для серьёзного анализа и планирования.

База знаний на сайте вполне приличная, есть видеоинструкции по некоторым вопросам. Если возникают дополнительные вопросы, их можно задавать прямо в комментариях к статье или в разделе вопросов-ответов, который работает по принципу форума.

Я бы сказал, что Shop-Script скорее для терпеливого пользователя, который способен потратить хотя бы несколько дней на знакомство с системой и изучение документации. Система на первый взгляд скорее сложная, чем элементарная, но зато даёт большую свободу.

Также стоит иметь в виду, что покупкой одного только Shop-Script для создания магазина вряд ли удастся ограничиться, т. к. со временем почти наверняка придётся докупить как минимум одну тему дизайна и до десятка плагинов – в зависимости от конкретных потребностей.

Для разработчиков

Кроме предпринимателей, Shop-Script будет интересен и разработчикам, которые хотят заработать на продаже плагинов и шаблонов дизайна. Компания позволяет заключить с ней договор, по которому получает какой-то процент с каждой продажи, а взамен позволяет проводить все продажи плагинов централизованно через «Инсталлер».

Webasyst

Исходники Shop-Script, как и всего фреймворка Webasyst, для разработки доступны бесплатно – просто скачиваешь архив прямо с сайта либо, что ещё удобнее, можно запросить у администрации доступ к GitHub-репозиторию.

Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям